Лучше - сделать!

За успехи в учёбе, активное участие в научной деятельности студентке четвёрто­го курса института архитектуры, строительства и транспорта ТГТУ Т. Яровой были присуждены именные стипендии имени В. В. Власова и Ф. С. Полянского. Союз тамбовских строителей наградил Татьяну почётной грамотой и удостоил имен­ной стипендии имени Е. Г. Потокова.
Фото Анатолия ЖАЛНИНА

Школьные годы по определению, данному в песне, которую вряд ли кто из современных школьников помнит, – чу­десные. Но всё-таки самые прекрасные воспоминания у большинства взрослых людей связаны не столько со школой, сколько с учёбой в вузе. Объяснения и причины долго искать не стоит — мно­гие наконец-то получают возможность изучать те предметы, которые нравятся, кто-то избавляется от слишком строгих учителей... и всё это говорит о том, что наконец-то началась самостоятельная взрослая жизнь. Но особенность её в том, что не только можно не учить ге­ографию или проспать первую пару. За те несколько лет, что студент проводит в вузе, ему предстоит не только освоить профессию, но и освоиться в обществе, найти в нём своё место.

Представить, как это непросто, можно, если вспомнить свои ощущения где-нибудь в сентябре-октябре первого курса. Пережи­ли это многие, и Алёна Попова не исклю­чение. Мало того, что ты прошла конкурс в один из ведущих театральных вузов, посту­пила — но родители сказали своё веское сло­во, ещё и при выборе более «конкретной» специальности настоятельно посоветовали не думать о всякой там ядерной физике или неевклидовой геометрии. А о чём-то более конкретном. И вот оно, конкретное — ТГТУ, специальность «управление ин­новациями в наукоёмких технологиях». И совершенно негде себя реализовать. В по­исках самореализации Алёна находилась буквально, с третьего сентября — как только начались занятия. Просто учиться ей было совершенно непривычно, потому что в род­ной Гололобовской школе Мичуринского района она всегда участвовала в самых раз­ных мероприятиях. Судьба улыбнулась ей во втором семестре, когда она стала старо­стой, и это расширило круг контактов, она пошла в КВН, но это было не совсем то, чем бы ей хотелось заниматься. Театральная студия в другом вузе пришлась по душе го­раздо больше, там она играла в постановке пьесы Р. Тома «Восемь любящих женщин», спектакль имел успех, и Алёна подумала, почему бы не создать театральную студню в своём вузе. Но желающих не нашлось.

— Тогда я решила, что всё равно надо что-то придумать. Тогда как раз много го­ворили о студсоветах, и я решила создать студсовет, — говорит она.

Неудивительно, что и председателем студсовета выбрали её же. Но это вовсе не было вершиной стремлений Алёны, скорее, давало больше возможностей заниматься всякими интересными делами. И когда в её жизни появились эти интересные дела, ка­ким-то невероятным образом стало очень- очень интересно учиться, да так, что сейчас Алёна учится на повышенную стипендию.

— На первом курсе я просто не могла бы подумать, что буду заниматься профориентацией, буду, как сейчас, ездить по школам и рассказывать, как здорово учиться в тех­нологическом институте! — говорит она.

А вот четверокурсница ТГУ им. Г. Р. Де­ржавина — председатель студенческого сове­та университета, председатель регионального отделения Российской ассоциации студентов по развитию науки и образованию Ольга Негрова уже со школы была настроена на учёбу в этом вузе. Ещё в школе, говорит она, у неё возник интерес к экономическим дисциплинам, она участвовала в различных олимпиадах такого направления, так что вполне закономерно после окончания Стрелецкой средней школы Тамбовского района она поступила в экономический институт, где изучает финансы и кредит. Единствен­ной мало-мальски заметной сложностью адаптации к вузу после школы было то, что, как говорит Ольга, «за тобой никто гонять не будет». – В университете ты должен сам стремиться к знаниям, и это, наверное, за­мечательно, потому что оказывается, что всё в твоих руках, — делится она.

Сама Ольга считает, что такому лёгкому переходу из «школьного» в «вузовское» со­стояние могло способствовать то, что ещё в школе она много занималась обществен­ной деятельностью, активно участвовала в работе детской общественной организации, была активистом Союза детских органи­заций. Опыт, который получает при этом человек, помогает адаптации в жизни. В университете активность Ольги поначалу направилась в научную сторону, она счи­тает очень интересным опыт, полученный в студенческом научном обществе «Эко­номист», которое через год после того, как стала его членом, возглавила.

— Было много интересного: проводили конференции, деловые игры, международ­ные встречи со студентами из Македонии и много чего другого, — вспоминает она и переходит от вчерашнего дня к сегодняш­нему. — Сейчас важным проектом для меня является студенческий совет университета. Руководство Державинского делает всё, чтобы каждый из студентов нашёл что-то своё в стенах вуза. Прошлой весной самым масштабным и важным проектом для меня и, наверное, для всех студентов университе­та стал молодёжный Галдымский саммит, который собрал на базе отдыха Галдым студентов из разных городов, мы обме­нивались опытом, обсуждали актуальные проблемы студенчества и искали пути их решения.

***

Алёна Попова с удовольствием вспомина­ет интеллектуальную игру «Ворошиловский стрелок», а также «Немного обо всём» (этот проект отмечен грантом Росмолодёжи).

— Вначале, когда мы начинали игру «Ворошиловский стрелок», многие ребя­та говорили, что их заставили принимать участие. Мне было обидно это слышать не потому, что они не ценят наши усилия, а что согласны жить неинтересно. Мне они просто казались какими-то детьми, — го­ворит Алёна. — Но самое приятное, что к окончанию игры они изменили своё отно­шение, спрашивали, будет ли такой проект снова.

И за всем этим многообразием общест­венной деятельности (Алёна ещё успевает писать статьи и заметки для университет­ской газеты, участвует в создании книги о ректорах университета) она не просто учит­ся, а учится с интересом.

— Я всю жизнь стремлюсь к знаниям, мне нравится учиться, у нас замечательные преподаватели, все, но особенно прочные отношения сложились с Александром Вик­торовичем Щегольковым, его можно на­звать «техническим» научным руководите­лем, и с Андреем Ивановичем Поповым, он руководитель «гуманитарный». Как бы мне ни нравились гуманитарные науки, диплом буду писать технический. Это тоже очень интересно, — говорит Алёна и рассказывает, как увлекательно изучать под микроскопом, например, таунит.

Со второго курса она занимается разра­боткой долговременного теплового акку­мулятора, и довольно успешно. Во всяком случае выставочный экземпляр прибора, с которым она ехала на конкурс, сослужил ей хорошую службу: в автобусе было холодно, так что Алёна разрядила аккумулятор и гре­ла руки. В общем, будет, что вспомнить. Как и другим студентам, которые ухитряются на­ходить время на всё.

— Интересно успевать всё. Общественная деятельность и процесс образования одина­ково важны, и надо правильно расставлять приоритеты. Совмещать, безусловно, слож­но, но это того стоит, — уверена О. Негрова. — Будет что вспомнить, когда мы окончим университет!

В будущем, а если считать им окончание университета, то уже очень недалёком, Оль­га надеется, что ей удастся совмещать рабо­ту и занятия общественной деятельностью, без которой она уже не представляет своей жизни. Алёна заглядывает в будущее так же осторожно — сейчас трудно угадать, чем ты будешь заниматься через пару лет, но твёрдо надеется на лучшее и не намерена полагать­ся на судьбу.

— Я согласна с утверждением, что луч­ше сделать и пожалеть, чем пожалеть о том, чего не сделал, – говорит она.

Было бы опрометчиво утверждать, что такое деятельное отношение к жизни актив­ных людей формирует вуз, но то, что именно в вузе в студенческие годы подобные способ­ности проявляются, формируются и совер­шенствуются, — это точно. И нет сомнений, что и трудовая биография таких людей будет складываться интересно и плодотворно.

Ольга НОВАК

Тамбовская жизнь.2015.№6.С.1-2

Скачать